Перейти к публикации

Добро пожаловать на Trainz-MP

ИТОГИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА TRAINZ-MP-2019

Уважаемые коллеги! Объявлены итоги Творческого конкурса 2019
Подробнее

Нам 5 лет

Дорогие друзья! Уже целых пять лет мы радуем вас мультиплеерами по различным железнодорожным симуляторам. Команда проекта выражает огромную благодарность всем пользователям за оказанное нам доверие.

Мультиплеер в RTS

t_reks

Терминология РЖД

Рекомендованные сообщения

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи (АЛСО).

Система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков.

Блок-участок.

Часть межстанционного перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией.

Боковой путь.

Путь, при следовании на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.

Бригада специального подвижного состава.

Работники, назначаемые для управления и обслуживания специального подвижного состава.

Для управления специальным самоходным подвижным составом назначается бригада - машинист и помощник машиниста или водитель и помощник водителя дрезины (в соответствии с Инструкцией по эксплуатации соответствующей машины).

Ведение поездов с особой бдительностью.

Постоянное, повышенное внимание локомотивной бригады к условиям следования поезда.

Вагоны грузовые.

Вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов, вагоны бункерного типа, термосы, рефрижераторные вагоны, включая АРВ, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового типа.

Некоторые параметры грузовых вагонов приведены на Рис.Т1,а,б,в; Т2,а,б; Т3,а,б,.

t1abv.gif

Рис.Т1,а,б,в

Основные виды транспортеров и схемы размещения груза на них.

t2ab.gif

Рис.Т2 А) Площадочный; Б) Платформенный.

1 - груз; 2 - транспортер.

t3ab.gif

Рис.Т3 А) Сцепной; Б) Сочлененный

1 - груз; 2 - опора; 3 - транспортер.

Вагоны пассажирские.

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров. К этим вагонам относятся также почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические (служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные, лаборатории и другие специальные вагоны пассажирского типа).

Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение).

Сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токоприемника электроподвижного состав сопрягаемые участки электрически соединяются.

Вспомогательный пост.

Пост на перегоне, не имеющий путевого развития и предназначенный только для обслуживания пункта примыкания подъездного пути (для поездов, следующих по всему перегону, раздельным пунктом не является).

Габарит погрузки.

Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути (Рис.Т4).

Габарит погрузки общесетевой

T4.gif

Рис.Т4

Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габаритов погрузки, перевозятся в соответствии с порядком, установленным МПС.

Зоны и степени негабаритности приведены на Рис.Т5,Т6,Т7.

T5.gif

Рис.Т5

T5a.gif

Рис.Т5,а

T5b.gif

Рис.Т5,б

T5v.gif

Рис.Т5,в

T5g.gif

Рис.Т5,г

T5d.gif

Рис.Т5,д

T5e.gif

Рис.Т5,е

T6.gif

Рис.Т6

T6a.gif

Рис.Т6,а

T6b.gif

Рис.Т6,б

T6v.gif

Рис.Т6,в

T6g.gif

Рис.Т6,г

T6d.gif

Рис.Т6,д

T6e.gif

Рис.Т6,е

T7.gif

Рис.Т7

T7a.gif

Рис.Т7,а

T7b.gif

Рис.Т7,б

T7v.gif

Рис.Т7,в

Габарит подвижного состава.

Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути (Рис.Т8,а,б,в,г).

T8a.gif

Рис.Т8,а

T8b.gif

Рис.Т8,б

T8v.gif

Рис.Т8,в

T8g.gif

Рис.Т8,г

Габарит приближения строений.

Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств (Рис.Т9).

Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).

Габариты приближения строения, погрузки, а также зоны и степени негабаритности

T9.gif

Рис.Т9

Главные пути.

Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

Дежурный по станции.

Сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемо-отправочным путям станции (а где нет маневрового диспетчера - и по остальным путям).

Железнодорожно-строительные машины.

Один из видов специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонта, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железных дорог.

Индекс грузового поезда.

Специальный код, состоящий из 10 цифр, присваиваемый всем грузовым поездам на станции их формирования. Первые четыре цифры - единая сетевая разметка (ЕСР) станции формирования поезда, следующие две - порядковый номер состава, сформированного на этой станции, а последние четыре - ЕСР станции назначения поезда.

Интенсивное движение поездов.

Размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

Контактная сеть.

Совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.

Локомотивы.

Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы и мотовозы.

Локомотивная бригада.

Работники, назначаемые для обслуживания локомотивов, а также моторвагонных поездов.

Малодеятельные участки.

Участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки.

Маневровый состав.

Группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, производящим маневры.

Межпостовой перегон.

Перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.

Межстанционный перегон.

Перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами.

Моторвагонный подвижной состав.

Моторные и прицепные вагоны, из которых формируются моторвагонные поезда (электропоезда и дизель-поезда и автомотрисы).

Нейтральная вставка.

Участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями). на котором нормально отсутствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков.

Обгонный пункт.

Раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях - перевод поезда с одного главного пути на другой.

Окно.

Время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.

Особо интенсивное движение поездов.

Размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных - более 48 пар в сутки.

Особые путевые знаки.

Границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны.

Охранная стрелка.

Стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.

Пассажирский остановочный пункт.

Пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).

Перегон.

Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.

Переезд.

Место пересечения железнодорожных путей в одном уровне автомобильными дорогами и трамвайными путями.

Подвижной состав.

Локомотивы, вагоны и моторвагонный подвижной состав.

Подталкивающий локомотив.

Локомотив, назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона (в хвосте поезда).

Подъездной путь.

Путь, предназначенный для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, лесоторфоразработок, электрических станций, тяговых подстанций и т.п.), связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащий железной дороге или предприятию, организации и учреждению.

Поезд.

Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.

Поезд грузо-пассажирский.

Формируется на малодеятельных участках из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.

Поезд грузовой длинносоставный.

Грузовой поезд, длина которого (в условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.

Поезд грузовой повышенного веса.

Грузовой поезд весом более 6 тыс.т с одним или несколькими действующими локомотивами - в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава.

Поезд грузовой повышенной длины.

Грузовой поезд, длина которого 350 осей и более.

Поезд грузовой соединенный.

Поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Поезд грузовой тяжеловесный.

Грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 т и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда.

Поезд людской.

Грузовой поезд, в котором находится 10 и более вагонов, занятых людьми.

Поезд пассажирский.

Поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов. По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные - до 700 км и пригородные - до 150 км.

Поезд пассажирский длинносоставный.

Пассажирский поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда.

Поезд пассажирский повышенной длины.

Пассажирский поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов.

Поезд пассажирский соединенный.

Поезд, составленный из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Поезд почтово-багажный.

Формируется из пассажирских и грузовых вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров, прицепляемых только на участках, где не обращаются пассажирские поезда.

Поезд хозяйственный.

Поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качествае локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железных дорог, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

Поездные сигналы.

Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.

Предохранительный тупик.

Тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.

Путевой знак.

Постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий.

Путевой пост.

Раздельный пункт на железнодорожных линиях, не имеющий путевого развития (блокпост при полуавтоматической блокировке, пост примыкания на однопутном перегоне с двухпутной вставкой, предузловой пост и т.п.).

Пути специального назначения.

Предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути на перегонах и станциях.

Раздельный пункт.

Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки.

Разъезд.

Раздельный пункт на однопутных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.

Рефрижераторный поезд.

Поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов.

Руководитель маневров.

Работник, непосредственно руководящий действиями всех лиц, участвующих в маневрах, без указания которого машинист локомотива, производящий маневры, не имеет права приводить локомотив в движение.

Руководитель работ.

Ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

Сигнал.

Условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.

Сигнальный знак.

Условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, указывающие границы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и др.

Специальный подвижной состав.

Несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу:
  • специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставке работников предприятий МПС России к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;
  • специальный несамоходный подвижной состав - железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.

Спуск затяжной.

Спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:
Крутизна Протяженность От 0,008 до 0,010 8 км и более Более 0,010 до 0,014 6 км и более Более 0,014 до 0,017 5 км и более Более 0,017 до 0,020 4 км и более Более 0,020 и круче 2 км и более
Спуск руководящий. Наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления кривых) протяжением не менее тормозного пути.

Станция.

Раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах - маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

П р и м е ч а н и е. В тексте Правил во всех случаях, когда говорится о раздельных пунктах, имеющих путевое развитие или обслуживаемых дежурными работниками (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост), применены общие термины "Станция" или "Дежурный по станции", за исключением мест, где по характеру требований необходимо указать точно, о каких именно раздельных пунктах идет речь.

Станционный пост централизации.

Пост на станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.

Станционные пути.

Пути в границах станции - главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства других операций), а также прочие пути, назначение которых определяется производимыми на них операциями.

Стрелка.

Часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелки входит и крестовина.

Стрелка нецентрализованная.

Стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.

Стрелка централизованная.

Стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.

Стрелочный перевод.

Устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины могут быть с неподвижным или подвижным сердечником (Рис.Т10,а,б,в; Т11,а,б; Т12; Т13).

t10a.gif

Рис.Т10,а

t10b.gif

Рис.Т10,б

t10v.gif

Рис.Т10,в

Ширина колеи в различных сечениях перевода T11a.gif

Рис.Т11,а. Для колеи 1524 мм: 1-стык рамного рельса; 2-место изгиба рамного рельса; 3-острие остряков; 4-конец остряков; 5-середина переводной кривой; 6-конец переводной кривой; 7-на крестовине.

T11b.gif

Рис.Т.11,б. Для колеи 1520 мм: 1-стык рамного рельса; 2-место изгиба рамного рельса; 3-острие остряков; 4-конец остряков; 5-середина переводной кривой; 6-конец переводной кривой; 7-на крестовине.

t12.gif

Рис.Т12. Схема расположения контррельса относительно крестовины и основные размеры его содержания.

T13.gif

Рис.Т13. Схема перекатывания колеса по остряку стрелки. а) Неровность, возникающая при качении колеса в любом направлении по стрелочному переводу и прямому или криволинейному остряку. Величина неровности (а) может достигать 2 мм.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Стрелочный пост.

Один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых одним дежурным стрелочного поста.

Стрелочный район.

Группа смежных стрелочных постов, находящихся под контролем одного старшего дежурного стрелочного поста.

Съемные подвижные единицы.

Съемные дрезины, ремонтные вышки на электрифицированных участках, путевые вагончики, путеизмерительные, дефектоскопные и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути обслуживающими их работниками вручную.

Торможение служебное.

Торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.

Торможение экстренное.

Торможение, применяемое для немедленной остановки поезда путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы.

Тормозной путь.

Расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).

Уклон.

Элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно - спуском.

Улавливающий тупик.

Тупиковый путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.

Элементы железнодорожного пути.

Земляное полотно (Рис.Т14,а,б), верхнее строение пути (Рис.Т15,а,б) и искусственные сооружения (Рис. Т16,а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к,л,м,н,о).

T14a.gif
Рис.Т14,а. Насыпь.
1-водоотводная канава; 2-бровка; 3-обочина; 5-балластный слой; 6-откос; 7-берма; 8-резерв.

T14b.gif
Рис.Т14,б. Выемка.
1-полоса отвода; 2-нагорная канава; 3-кавальер; 4-забанкетная канава; 5-банкет; 6-кювет; 7-балластный слой; 8-обочина.

T15a.gif
Рис.Т15,а. Верхнее строение пути.

T15b.gif
Рис.Т15,б. Противоугоны.
А) С упором в шпалу
Б) С упором в подкладку.

Деформации пути и земляного полотна.

T16a.gif
Рис.Т16,а. Выброс пути.

T16b.gifT16v.gif Рис.Т16,б,в. Балластные корыта
T16g.gifT16d.gif Рис.Т16,г.Балластное ложе. Рис.Т16,д. Балластные мешки.
T16e.gifT16j.gif Рис.Т16,е. Пучина. Рис.Т16,ж. Сплыв.
T16z.gifT16i.gif Рис.Т16,з. Оползень. Рис.Т16,и. Обвал.
T16k.gifT16l.gif Рис.Т16,к. Провал. Рис.Т16,л. Подмыв.
T16m.gifT16n.gif Рис.Т16,м. Овраг. Рис.Т16,н. Снежная лавина.

T16o.gif
Рис.Т16,о. Перекос пути. Влияние деформаций пути и земляного полотна на подвижной состав во время движения (Рис.Т17, а,б,в,г,д )

T17a.gif
Рис.Т17,а. Боковая качка экипажа.

T17b.gif
Рис.Т17,б. Подпрыгивание и галопирование (продольная качка) экипажа.

T17v.gif
Рис.Т17,в. Подергивание экипажа.

T17g.gif
Рис.Т17,г. Боковой относ экипажа.

T17d.gif
Рис.Т17,д. Виляние экипажа.

Искусственные сооружения

T18a.gifT18b.gif Рис.Т18,а. Виадук. Рис.Т18,б. Селеспуск T18v.gifT18g.gif Рис.Т18,в. Подпорная стена. Рис.Т18,г. Тоннель. T18d.gifT18e.gif Рис.Т18,д. Путепровод. Рис.Т18,е. Мост
  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Искусственные сооружения предназначены для пересечения железной дорогой водных преград, других железных и автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, застроенных городских территорий, а также для обеспечения безопасного перехода людей через пути и устойчивости земляного полотна в сложных условиях. 

image018.jpg
Противообвальная галерея

К искусственным сооружениям относятся мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, регуляционные сооружения, дюкеры, галереи, селеспуски и др. При пересечении железной дорогой оврагов сооружаются мосты или трубы. Для прокладки железнодорожного пути через водотоки (реки, каналы, ручьи), овраги и другие препятствия строятся железнодорожные мосты; при малом количестве воды - водопропускные трубы. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки, эстакады. 
Наиболее распространенными видами искусственных сооружений являются мосты и трубы (более 92%). Искусственные сооружения по протяженности составляют в среднем менее 1,5% общей длины пути, однако доля их в стоимости железной дороги равна почти 10 %, поэтому их рассчитывают на длительный срок службы. Они должны быть простыми и дешевыми в эксплуатации и вместе с тем обеспечивать безопасное и бесперебойное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.
Путепроводы строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий Они обеспечивают независимый и безопасный пропуск транспорта на пересечении дорог в разных уровнях.
Виадуки сооружают вместо высокой обычной насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий.
Эстакады устраивают взамен больших насыпей в городах, где они меньше стесняют улицы и не препятствуют проезду и проходу под ними, а также на подходах к большим мостам через реки с широкими поймами разлива воды. При пересечении горных хребтов вместо глубоких выемок сооружают тоннели. В горных районах, обычно в зоне перевалов, железнодорожный путь прокладывается в тоннелях. 

image019.jpg
Продольный разрез дюкера

Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей служат подпорные стены, а при подходах к большим мостам для защиты их опор от подмыва при паводках и повреждения льдом. — регуляционные сооружения.
Основное назначение регуляционного сооружения защитить мост и земляное полотно от размыва во время паводков и повреждения во время ледохода на подходах к ним. Регуляционные сооружения состоят из водонаправляющих грушевидных и шпоровидных дамб и траверс, их откосы укрепляют каменным мощением или бетонными плитами. Дамбы отводят поток воды от насыпи, предохраняют от подмыва береговые устои моста и обеспечивают спокойный проход высоких вод через отверстие моста. Траверсы, представляющие собой короткие поперечные дамбы, препятствуют течению воды вдоль насыпи и предохраняют ее от размыва.

image028.jpg
Регуляционные сооружения: 1— грушевидная дамба, 2— траверсы; 3— шпоровидная дамба, — голова дамбы

В горах в местах возможных обвалов сооружают специальные галереи, а в местах возможных грязекаменных (селевых) потоков—селеспуски. При необходимости пропуска через путь потока воды (водовода) устраивают дюкеры, представляющие собой два колодца, расположенных с обеих сторон железнодорожного пути, соединенных трубой.

Виадуки

image015.jpgСлово «виадук» происходит от французского viaduc, в латинском via — дорога и duco — веду. Виадук представляет сооружение мостового типа, строится на пересечении дороги с глубоким оврагом или над горным ущельем. Виадук в Вол-Флери (Val-Fleury) возле г. Медон (Meudon) на линии Париж—Версаль, построенный в 1840 г., может служить примером архитектуры ранних железнодорожных сооружений. Виадук строили на основании из мягкой глины. Фундаменты устанавливались на лежащий ниже глины слой твердых пород, чтобы защитить устои моста от возможных оползней.
Мощные виадуки в 19 веке строились из камня или кирпича. Типичным примером таких сооружений может служить построенный по проекту Иогана Шуберта (Johann Schubert) в 1846~1851 гг. в Саксонии на линии Лейпциг—Хоф четырехэтажный мост с 75 арками длиной 574 м и наибольшей высотой 78 м.
Виадук Гараби (Gambit) в Швейцарии высотой 122 м у г. Фрибура (Fribourg), построенный по проекту А. Г. Эйфеля (1832-1923), в апреле 1888 г. прошел испытания поездом весом 405 т.

Трубы

image014.jpgТрубы устраивают при пересечении железной дорогой небольших водотоков или суходолов. По материалу различают каменные, металлические, бетонные и железобетонные трубы. Весьма распространены сборные железобетонные трубы из отдельных звеньев длиной 1—6 м, разделенных деформационными швами; трубы требуют небольших затрат на устройство и содержание.
В зависимости от высоты насыпи и предполагаемого расхода воды трубы бывают одно-, двух- и в отдельных случаях трехочковые. По форме поперечного сечения они могут быть круглыми, прямоугольными и сводчатыми.
Для уменьшения сопротивления потоку воды и для предохранения насыпи от размыва на входах и выходах труб устраивают оголовки, расширяющиеся в направлении от трубы. Применяют безоголовочные гофрированные металлические трубы.
Они имеют меньшую стоимость по сравнению с железобетонными, намного легче их и обеспечивают значительное сокращение сроков строительства, так как не требуют фундамента; их укладывают на подушку из песка, гравия или щебня. С увеличением высоты насыпи возрастает длина трубы и ее стоимость. Поэтому в насыпях высотой 10 м и более часто экономически выгоднее сооружать железобетонный мост с малым пролетом.

image026.jpg
Продольный разрез трубы
1 — входной оголовок, 2 — гидроизоляция, 3 — выходной оголовок, 4 — мощение, 5 — рисберма, 6— фундамент, 7 — деформационный шов, 8 — звенья трубы

Первые каменные трубы укладывали наряду с мостами, под насыпями уже на первых железных дорогах. Порой они достигали значительных размеров, как, например, труба на железной дороге Петербург— Москва, заменившая на обходе Веребьинский мост. Трубы больших размеров чаще всего делали с радиальным сводом и прямыми стенками или также со сводчатым дном, с так называемым «обратным сводом». Встречались трубы овалоидальной, параболической, полуэллиптической и других форм, вплоть до прямоугольной с перекрытием каменными тесаными плитами.

Подпорные стены

image027.jpgПодпорные стены сооружают для предотвращения обрушения откосов или подмыва грунта у основания насыпей на крутых косогорах, берегах морей и рек, а также для уменьшения полосы отвода при высоких насыпях в пределах населенных пунктов.
На существующих железных дорогах встречаются подпорные стены, возведенные из каменной, бетонной и бутобетонной кладки. В настоящее время их сооружают преимущественно из отдельных железобетонных секций.

  • Like 1
  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Скидываю таблицу. Разработал сам на основе ИСИ и своих знаний.

 

 

Показания светофоров.jpg

Изменено пользователем Sanek1994
  • Like 2
  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Нечем было заняться, в итоге набросал пару интересных картинок, думаю пригодятся в обучении молодёжи, ну и так для общего развития.

f2c409c1568b10702358f9b2436927935f1edc33

889e477e198b37bb5ba7c2afcbbb94c25f1edc33

ff70a42556867e5d80ab49411421594e5f1edc33

9bc37392cb3730b2637d383d70ec72cd5f1edc33

  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Я заметил многие путаются в этом устройстве и неправильно называют устройства.

b60c535a9bcdb4aaac2b759e04627394c2baf834

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Награды

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
Яндекс.Метрика